Соборование

Соборование имеет большое значение для верующего. Вследствие греха человек утратил первозданную гармонию внутренней жизни, отношения с Богом и окружающим миром. Пришли скорби, болезни и сама смерть. Все это относится к последствиям греха. Болезни появляются в нашей жизни по разным причинам, но основание их в тленной природе человека. В священном Писании описано множество случаев исцеления Христом различных недугов и болезней. Но каждый раз Господь исцелял не только тело от болезни, но и самое важное – душу от неверия. Такие чудесные исцеления совершались так же апостолами и святыми.
Еще в апостольские времена существовало особое таинство, которое имело название Елеосвящение или Соборование. Указание на совершение этого таинства имеется в Соборном послании святого апостола Иакова. В этом таинстве важно обратить внимание на то, что благодатное действие связано в первую очередь не с внешними обрядовыми действиями, а с верой человека принимающего помазание святым елеем. Освященное масло, которое применяется в таинстве, является образом и выражением Божественной милости к человеку, его физическим и духовным немощам.
СОБОРОВАНИЕ — ЧТО ЭТО
Теперь вникнем в смысл знаменательных обрядов, которыми окружено святое таинство елеосвящения и познаем безконечное милосердие Божие к нам, грешным, и величайшую любовь святой матери нашей Церкви к чадам своим.
Семь священников иногда призывает святая Церковь для совершения таинства елеосвящения над болящим христианином для того, чтобы чрез то воздать славу семи дарам Святого Духа и показать веру и усердие больного.
Для совершения таинства елей соединяется с красным вином по примеру милосердого самарянина, который возливал на раны больного вино и елей, как говорит о том в притче Христос Спаситель.
Семь свеч возжигается около елея в ознаменование благодатных действий семи даров Святого Духа.
Елей поставляется при таинстве большею частью в пшеницу, для научения больного той истине, что если постигнет его смергь, то он воскреснет в новом и нетленном теле, подобно как из зерна пшеничного вырастает новое растение.
Елей освящается знамением Креста, которое творит над ним священник, для того чтобы показать болящему, что таинство это освящается и совершается над ним силою Иисуса Христа, распятого на Кресте.
Больной помазуется освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках для того, чтобы низвести исцеляющую благодать Божию на душу и тело, и на все чувства и силы его.
Крестообразно помазуется освященным елеем больной в ознаменование того, что благодать Духа Святого низводится на него силою Креста Христова.
После последнего помазания елеем болящего возлагается на главу его Святое Евангелие. Этим изображается посещение болящего Самим Иисусом Христом во Святом Его Евангелии, которое повествует об исцелении Им болящих.
По окончании елеосвящения болящий, во свидетельство своего искреннего раскаяния во грехах и примирения с ближними, испрашивает у всех знаемых прощения себе.
Наконец, болящий лобызает Святой Крест во свидетельство своей твердой веры в заслуги Искупителя, распятого за грехи наши, и надежды на Его безконечное милосердие.
Соборование это не обряд, а таинство Церкви. Церковь через помазание елеем и молитвы испрашивает у Господа исцеления болящих. При этом важно понимать, что Елеосвящение не является предсмертным напутствием. Вместе с этим совершенно здоровому человеку не стоит принимать участие в этом таинстве. Такому человеку следует исповедоваться и причащаться
Во время совершения этого таинства семь раз читаются отрывки из посланий святых апостолов и евангельские тексты. Семь раз совершается помазание святым елеем и читается разрешительная молитва. Согласно текстам из Священного Писания в таинстве Соборования прощаются согрешения, но оно не должно заменять таинство покаяния.
В современной практике Русской Православной Церкви Соборование совершается после Исповеди и Причастия. Не имеет оснований утверждение о том, что в таинстве Соборования могут быть прощены забытые согрешения, те, которые не были названы во время исповеди. Соборование не может восприниматься как дополнение к Исповеди. Вместе с этим не стоит воспринимать таинство как средство исцеления болезни, забывая о духовном его значении. Через наши болезни и страдания мы приобщаемся к страданиям Христа. Перенесение болезни способно избавить нас от духовной смерти и духовно нас укрепить.
Признаками таинственного, благодатного действия Соборования являются:
Совершение Елеосвящения священником;
Молитва веры над болящим, в присутствии его, а не заочно;
Помазание больного елеем во имя Господне;
Врачующее действие приписывается не елею, но молитве веры.
Благодатные действия таинства: спасение болящего (душевное и телесное), телесное исцеление — «восставит его Господь» и прощение грехов.